Загадка «Северного потока – 2»: сколько процентов осталось достроить

Сегодня

Загадка «Северного потока - 2»: сколько процентов осталось достроить

Оператор Nord Stream 2 объявил, что морская часть газопровода "Северный поток-2" готов на 95%, осталось уложить около 120 км трубы

С другой стороны, одна из инвесторов проекта Nord Stream 2, немецкая компания Uniper, заявила, что газопровод достроен на 98%. Получается разница всего лишь в 3%. Хоть это и не большая величина, но в связи с тем, что на проект обращено такое пристальное внимание многих стран даже эта разница вызывает некоторое недоумение и беспокойство. Чем же вызвана такая причина разночтений, ответили ведущие отраслевые эксперты.

Корректней всего прислушиваться к данным, которые озвучивает Nord Stream 2, поскольку эта компания является оператором проекта и предоставляет официальную информацию. Кроме того, сведения о продвижении строительства проектная компания дает впервые с возобновления прокладочных работ в начале февраля. Несомненно, это уведомление может служить неким сигналом для успокоения инвесторов, которых нервирует постоянный прессинг "Северного потока-2" со стороны Вашингтона.

Исходя из данных оператора Nord Stream 2, на 31 марта уложено 2339 км из 2460 км от общего маршрута (это около 95% газопровода). Осталось уложить около 121 км (это 5%). Оператор не указывает, в каких конкретно акваториях будут вестись работы, но на основе существующих данных можно предположить, что баржа-трубоукладчик "Фортуна" перейдет к строительству оставшихся 30-40 км первой нитки газопровода "Северный поток-2" на мелководном побережье Германии. В среднем в сутки баржа может проходить более 1 км дистанции.

Загадка «Северного потока - 2»: сколько процентов осталось достроить

Оставшуюся половину участка первой нитки газопровода в экономической зоне Дании, а это примерно 70-80 км, вероятно, будет достраивать судно-трубоукладчик "Академик Черский", который уже несколько дней барражирует возле острова Борнхольм, где ведутся работы. Проходящий через датскую акваторию отрезок трубы можно считать не только более длинным по протяженности, чем немецкий, но и более трудоемким: если на немецком участке работы проводились на мелководье — за укладкой можно было наблюдать с палубы корабля, то на территории Дании маршрут приходится укладывать на глубине. Поскольку судно "Академик Черский" обладает системой динамического позиционирования, которой нет у баржи "Фортуна", то скорость его работы будет гораздо выше, чем у баржи "Фортуна" – считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Немного другого мнения придерживается руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Прокладка СП-2 идет строго по проекту — маршрут трубопровода не может меняться, поскольку все глубины и все морское дно на месте работ были исследованы, и сейчас каждый километр укладывается ровно там, где трубе и положено проходить. Расхождения в цифрах объясняются просто. СП-2 предусматривает прокладку двух ниток газопровода. Несмотря на то, что маршруты проходят параллельно, их строительство осуществляется не одновременно — они отличаются по дистанции.

Загадка «Северного потока - 2»: сколько процентов осталось достроить

Указать точно оставшийся километраж на конкретную дату крайне сложно. Труба проходит по дну моря. Для продолжения маршрута занятому на строительстве нитки судну приходится сначала поднимать уже построенный участок, а потом соединять его со следующим отрезком. Для выполнения таких процедур судну необходимо активно маневрировать. С одной стороны, используя инструменты геолокации можно понять, в какой точке строительства находится трубоукладчик; с другой, точно оценить, какой километраж еще осталось уложить, практически нереально.

Сам процесс укладки трубы зависит от рельефа дна моря, от глубин, от сезонности (после наступления штормов не каждое судно способно работать на проекте, а при прохождении нереста рыб работы вообще могут быть запрещены), от погодных условий, от сработанности судов строительного флота (как оперативно подвозят материалы, запчасти, осуществляется ремонт оборудования), от наличия необходимых судов, оборудования, специалистов и так далее. Прокладка такого газопровода — технологически сложнейшее строительство, где есть множество нюансов, не менее значимых и потенциально опасных, чем гипотетические санкции США – считает Артем Деев.